трезвичи
vk
DONATE
DONATE

Обучение чувств

Обучение чувств 24.Июл.2016

– Иногда жить с грехом комфортно, как же его возненавидеть?


– Господь в Евангелии говорит, что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель. Этот путь многим кажется вначале приятным, но если бы мы знали о его окончании, то, наверное, никто бы его не выбрал.

Преподобный Иоанн Лествичник на иконе обычно держит свиток, и там есть надпись: «Видите, братие, этот узкий путь, который вводит в широту рая». Путь исполнения заповедей Божиих, он узкий, но по мере того, как человек по нему продвигается, он становится все шире и шире, и расширяется до Царства Божия. А путь широкий кажется таковым лишь в начале, но по мере того, как человек по нему идет, путь становится все более узким, трудным и, наконец, сужается до гиены огненной.

В XIX веке в душеполезных книгах были такие картинки, изображающие пространный широкий путь, по нему идут воры, блудники, вокруг него красиво растут цветы, деревья, дорога ровная, чистая, а в самом конце пути огненное зарево, и бесы кидают человека в этот огонь. А узкий путь, наоборот, люди идут по каким–то рытвинам, тащат на себе кресты, им тяжело, а в конце – город в сиянии славы Божией, Новый Иерусалим.

Для того чтобы облегчить себе шествие по узкому пути, надо чаще вспоминать о том, что ожидает, т.е. о цели, для чего мы это делаем, и тогда двигаться по этому пути станет гораздо легче. То же самое, когда враг искушает встать на путь широкий, путь греха, будем помнить не только о тех сладостях, которые длятся всего лишь минуту, а о том, что последует за этим. Святые отцы говорят, что душа сластолюбивая бывает для человека сетью в день суда, а душа трудолюбивая – открытая дверь в Царствие Божие.

– Мы понимаем, что нас ждет, и все равно не исправляемся. Как же себя заставить?

– Необходимо обучение воли, обучение чувств. Как человек, который занимается спортом, ставит перед собой задачу, например, научиться делать какие–то упражнения. Он видит, как это делают другие, читает об этом книги. Чтобы это сделалось его достоянием, было не внешним, а внутренним по отношению к нему, ему надо начинать с каких–то простых упражнений, которые он может выполнить. Очень важна последовательность и постоянство – то, чего нам всем не хватает.

Многие в духовной жизни руководствуются настроением или обстоятельствами. Что–то случилось, и человек начинает ревностно выполнять церковные правила, молиться, ходить в храм, себя удерживать от греха. Обстоятельства изменились, с ними меняется и настроение, и человек снова возвращается на прежние грехи, потому что в основу он положил не правило, а настроение.

Нужно понуждать себя. Царствие Небесное восхищается теми, кто употребляет усилие, без этого никак невозможно. Если человек, желающий обучиться писать или читать, даже если вначале ему трудно, будет регулярно выполнять упражнения, то со временем обучится, все дойдет до автоматизма, и будет легко все делать.

– Содеянный грех смиряет…

– Смирение, которое происходит после совершения греха, оно только человеку показывает его ошибки, но не обладает силой, которая могла бы человека изменить. Поэтому неслучайно те, кто грешат, потом смиряются, потом опять грешат, грешат все больше. Никто из них не становится от этого святым. Настоящее смирение приходит к человеку, когда он не грешит, а борется с грехом и во время брани падает, снова встает, побеждает, проигрывает и через духовный труд начинает видеть собственную немощь и бессилие, что без помощи Божией никак невозможно освободиться ему от власти греха. И вот тогда приходит подлинное смирение, когда человек на опыте убеждается, что он никто.

– Паисий Святогорец говорит, что людям в миру надо стремиться жить, как монахи, а монахам – как ангелы. Только подражая аскетам, мирскому человеку можно спастись?

– Евангельские заповеди даны для всех, и там не выделено каких–то отдельных групп людей, кому одно, кому другое, все призваны к исполнению Божьего закона. В своей жизни надо ориентироваться на святых людей, ведь многие из них не были монахами. Часто бывает так, что человек, видя, что исполнение заповедей в тех условиях, в которых он находится, невозможно, считает себя свободным от их исполнения: я не монах, следовательно, могу все делать, грешить. На самом деле не так.

Если человек живет мирской жизнью, связан работой, семьей, различными заботами, то пускай посмотрит на тех святых, которые тоже жили в миру. Как просияли святые цари, князья, просто праведники! Они, будучи семейными людьми, выполняя различные труды, сохранили непорочность своего сердца, любовь к Богу и ближнему.

– Можно ли надеяться на то, что в старости страсти остынут и с ними бороться будет легче?

– У преподобного Иоанна Лествичника есть такие слова: «Приноси Христу труды юности твоей, и ты возвеселишься о богатстве бесстрастия в старости». В мирской жизни, если человек смолоду много учится, много работает, то он приобретает много навыков, много богатств, становится обеспеченным, уважаемым человеком, и в старости не только сам ни в чем не имеет нужды, но еще и многих других может пользовать. У тех, кто смолоду бездельничал, ленился, не работал, не учился, безделье входит в привычку. К старости человек ничего не умеет, ничего у него нет, и никому он не нужен. Каждый им пренебрегает, не хочет общаться, для каждого он обуза.

То же в духовной жизни, если человек смолоду старается служить Богу и бороться с грехом, то вырабатывает полезные навыки, приобретает опыт и со временем не только сам достигает духовного успокоения, но и другим может помочь. А тот, кто смолоду думал, что еще не время, обнаружит, что времени точно так же нет, как и раньше, но уже есть привычки, с которыми очень тяжело бороться. Часто он так и уходит, не почувствовав присутствие Божие в своей жизни.

– Посещение храма, исповедь, молитва тоже часто становятся привычкой, когда ничего не чувствуешь и не переживаешь.

– Холодность, нечувствие, ощущение безрезультатности от духовного делания происходит у человека только в том случае, если он к делу подходит формально. Приобретя однажды определенные правила, он выполняет их по инерции, а умом находится в другом месте, и тогда действительно получается, что он не чувствует никакого духовного прогресса, не чувствует радости от общения с Богом. Неслучайно заповедано Богом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всей крепостью твоей, и всем разумением твоим ...». Только в таком случае, живя в Боге, человек видит богатство этой жизни и получает от этого радость, успокоение.

А если в духовную жизнь он лишь заныривает, то, конечно, ничего не будет. То же самое как в учебе. Если человек учится, но не всецело себя посвящает учебе, а только иногда, оторвавшись от компаний и гуляний, вдруг перед экзаменом вспоминает, что надо что–то учить, то такое обучение формальное, он ничего не приобретает, ни знаний, ни опыта, поэтому обучение для него становится обузой. Многие, кто так учится, покидают учебное заведение.



– А если еще нет этой радости от молитвы? Приходится себя заставлять.

– Если бы у нас не было желания, мы бы вообще не думали о духовной жизни, как люди, совершенно далекие от нее. Раз мы об этом думаем и ищем этого, значит, желание у нас есть, просто в нашем естестве лежит греховный закон, который сопротивляется божественному. В нас присутствует раздвоенность, и наша задача – освободиться от этой раздвоенности и достигнуть целостности. И начинать надо в той мере, в которой мы находимся.

– А как понять свою меру, отличить ее от лени?

– Как в спорте, чтобы избежать ошибок, необходим тренер, так и в духовной жизни есть необходимость в духовных руководителях, советниках более опытных, которые могли бы подсказать, направить, вовремя удержать от ошибок. О таком человеке, конечно, надо просить. Но если человек говорит, что ничего не может, то он просто не хочет.

– Начинаешь бороться со своим грехом, страсть отходит, и кажется, что ты уже хороший, и не знаешь, в чем каяться.

– Есть грехи в делах, есть грехи в словах, мыслях. Люди, живущие нерадивой жизнью, они никогда не думают о том, что у них есть греховные мысли, видят только большие дурные поступки, особенно которые осуждаются обществом: пьянство, наркомания, воровство. Если они перестают их делать и дальше не заботятся об очищении своего сердца, то им кажется, что грехов у них нет.

Тот же, кто желает, чтобы Господь вселился в его сердце, тот не только думает, как в делах избежать греха, но и как справиться с мыслями, потому что Господь пребывает в нашем сердце, разуме, если они не будут свободны от греховных желаний, то и Господь в них не войдет.

Все наши грехи начинаются с мысли. Тот, кто думает, что мысли – ничего страшного, лишь бы в делах не было греха, тот на пятьдесят процентов уже совершил грех. Необходимы только соответствующие обстоятельства, чтобы это воплотилось в деле. Поэтому, когда человек приходит к Богу, конечно, первое, что он видит, это грехи в делах, и с ними борется. Когда освобождается от них, видит грехи в мыслях и начинает бороться дальше.

– Если долго исповедуешься в одном и том же и пока не готов отказаться от греха, может, в нем и каяться не надо?

– Исповедь как работа на огороде. Каждый день растут сорняки одни и те же, а земледелец свой огород пропалывает.

Тот, кто свой огород запустит, и в нем все зарастет крапивой и лопухами, то сорняк подавит хорошие растения. Духовная жизнь – это процесс, и грех тоже процесс, тут нет остановки, либо вперед, либо назад, всегда движение. Поэтому наша задача – всегда идти вперед, несмотря ни на какие падения, и работать над своим душевным огородом.

Если мы будем чаще его посещать, будем на нем трудиться, то вырастут хорошие растения, полезные овощи, несмотря ни на дожди, ни на засуху, ни на вредных насекомых, и все получится.

Источник: "Верхневолжье Православное"


Возврат к списку

солунь

ВОЗРОДИМ СВЯТЫНЮ

Внесите свой посильный вклад в Благое дело возрождения Отмицкого монастыря. У Господа даже малая лепта, принесенная от всего сердца, не останется без награды.

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

При Николаевском Малицком мужском монастыре с 20 сентября 2015 года работает Воскресная школа для детей. Занятия проводятся по воскресным дням в 12 часов. (с)