трезвичи
vk
DONATE
DONATE

САВВИН МОНАСТЫРЬ

 

В 20 км от Твери, вверх по Волге, на левом ее берегу есть село Саввино, освященное подвигами и трудами великих подвижников XIV в. Варсонофия и Саввы Тверских.

Здесь в 1397 г. во время управления Тверской паствой святителя и чудотворца Арсения и по его благословению был основан монастырь, первоначально называвшийся Сретенскою пустынею, а потом получивший громкую известность под именем Саввина монастыря. Иноки его отличались строгой жизнью, и обитель вскоре стала привлекать к себе любителей пустынного безмолвия. В эту обитель в конце XIV столетия приходил и в ней подвизался знаменитый подвижник благочестия препод. Савва Бороздин, основавший впоследствии свой монастырь на реке Вышере в пределах Новгорода и причисленный к лику святых.

Преподобный Савва Вышерский (Бороздин) был родом из города Кашина, сын Ивана Васильевича Борозды, предки которого отличались мужеством в боях. Воспитанный в благочестии, он уже с молодости не любил житейских развлечений, постился и усердно ходил в храм. «Потом удалился он в Саввину Тверскую пустынь, где хранилось тогда примерно строгое житие. Здесь во всех монастырских службах был он рабом Божиим и искренне усердным. Братия столько уважали его за высокую его жизнь, что избрали его себе во игумены. Но ласки и уважение знакомых так тяготили его, что он, отказавшись от начальствования над другими, отправился на Афонскую Гору».

Преемником себе в управлении обителью Савва Бороздин поставил мужа, отличавшегося высокими подвигами благочестия и ревностного любителя уединенной жизни - Варсонофия, который вместе со своим братом Саввой подвизался в этой обители. Преподобные Савва Бороздин и Варсонофий неоднократно посещали великого Тверского и Оршинского подвижника преподобного Савватия, который с благословения святителя Арсения одновременно подвизался в 12 км от Твери в основанной им Савватьевой пустыни, и который в глазах Саввинских пустынников имел то преимущество, что был в Иерусалиме и принес оттуда Животворящий Крест Господень. Здесь, в Савватьевской пустыни, подвижники услаждали себя духовными беседами, внимали рассказам Савватия о его путешествии в Иерусалим и учились у него строгой подвижнической жизни. Быть может, близкое духовное общение с перп. Савватием и рассказы последнего о свое путешествии расположили и Савву Бороздина отправиться на Святую Афонскую Гору, чтобы лицезреть великих подвижников Христовой церкви.

Преподобный Варсонофий управлял Саввиным монастырем только 5 лет и потом удалился в пустыню, из которой не выходил в течение 40-ка лет. В 1440 году к великому подвижнику приходил еще юношею Иосиф Волоколамский и просил указать ему надежного руководителя в монашеской жизни. Варсонофий дал юноше совет идти в Боровск к преподобному Пафнутию.

Преподобный Варсонофий поставил настоятелем обители своего брата Савву, который правил ею более 50-ти лет. Об этих двух братьях сохранил драгоценные сведения преподобный Иосиф Волоколамский: «Мы видели и блаженного Савву, который был настоятелем в Саввине монастыре в Тверских пределах пятьдесят лет и больше. Он имел столь великое попечение и заботу о братии своей, что всегда становился перед церковными дверями и держал в руках своих жезл. Если кто из братии не поспевал к началу, или уходил прежде отпуста, или разговаривал во время службы, или переходил с одного места на другое, он не молчал о том, а напротив бранил и выговаривал, даже если кто выходил не раз по нужде; так что не оставлял без внимания ни малейшего проступка и бесчиния.

История Cаввина монастыря

Саввин монастырь на реке Тьме был основан в 1397 году. В этом году исполняется 715 лет со дня основания обители. Основателями его были преподобный Савва Бороздин, впоследствии устроивший под Новгородом Савво-Вишерский монастырь, и два брата - Савва и Варсонофий, происхождение которых неизвестно.

В XV веке эта пустынь уже называлась монастырем св. Саввы, вероятно, по имени нового храма, посвященного памяти великого подвижника греческой церкви Саввы Освященного, и по великим подвигам двух настоятелей ее, носивших имя Саввы, и также обнаруживает особое почитание памяти великого князя Тверского Михаила Александровича. Необыкновенная кончина великого князя, запечатленная памятью инока, тесно связывалась с годом основания монастыря. Примечательно, что время основания монастыря совпадает со временем назначения в епископы на Тверскую кафедру святителя и чудотворца Арсения, который в это же время основал свой монастырь в Желтикове. По его благословению основана и Сретенская обитель, процветавшая по теплым молитвам святителя.

Обитель с самого своего основания отличалась строгой жизнью настоятелей и братии и вскоре стала привлекать к себе ревнителей уединенного безмолвия. В конце XIV в. сюда пришел знаменитый подвижник благочестия Савва Бороздин, но вскоре он удалился на Афонскую Гору. Преемником себе в управлении обителью Савва Бороздин в 1400 - 1410 гг. поставил Варсонофия, по прозвищу Неумоя, который вместе со своим братом Саввой подвизался в этой обители. Преподобные Савва Бороздин и Варсонофий неоднократно посещали великого Тверского и Оршинского подвижника Савватия, который с благословения святителя Арсения одновременно подвизался в 12 км от Твери в основанной им Савватьевой пустыни, и поучались у него пустынножительству. Преподобный Варсонофий управлял Саввиным монастырем 5 лет, до конца 1416 года, и потом удалился в пустыню близ своей обители, из которой не выходил в течение 40-ка лет. В 1440 году к великому подвижнику приходил еще юношею Иосиф Волоколамский, прося указать ему надежного руководителя в монашеской жизни.

Преподобный Варсонофий поставил настоятелем обители своего брата Савву, который правил ею более 50-ти лет, до 1466 года. Об этих двух братьях сохранил драгоценные сведения преподобный Иосиф Волоколамский - один из выдающихся церковных деятелей русского средневековья, основатель Иосифо-Волоколамского монастыря, неоднократно посещавший Саввину обитель. Отрывок из «Духовной грамоты многогрешного и недостойного игумена Иосифа», ярко описывает эпизоды, дающие представление о жизни обители.

Саввин монастырь был крупнейшим монастырем в низовьях Тьмы, располагал многочисленными вотчинами и числился в ряду самых значительных тверских обителей, известность его простиралась далеко за пределы Тверского княжества.

В начале XVII в. в период Смутного времени монастырь был разграблен и опустошен, храмы сожжены и разорены, деревни и вотчины обращены в пустоши. В каменной Саввинской церкви до 1846 г. находились две гробницы, расположенные над могилами преподобных Варсонофия и Саввы, над которыми были написаны лики преподобных. 

По данным археографа П. М. Строева последним настоятелем Саввина монастыря был уже не игумен, а строитель, что говорит о том, что монастырь шел к своему упадку, и в 1693 г. приписан к Тверской епархии. В 1764 г. монастырь был совсем упразднен, и вместо него было открыто село Саввино.

В памяти местных жителей твердо хранилось благоговение к древним подвижникам и настоятелям Саввина монастыря, не смотря на то, что епархиальное начальство запрещало чтить их память. В 1842 г. иконописец М. С. Пешехонов пожелал написать изображения преподобных Саввы основателя и игумена Варсонофия для гробниц, находившихся в Саввинской церкви, но епархия на дала на то разрешения. Между тем благоговейное чествование преподобных в народе не прекращалось, и перед гробницами продолжались богослужения и молебны. Но когда слух об этом дошел до тверского архиепископа Григория (Посникова), он приказал гробницы уничтожить.

Интересна судьба библиотеки Саввина монастыря. Она создавалась в период расцвета обители в 1-й половине XV в. и, поскольку монастырь был поначалу очень авторитетен и пользовался княжеским расположением, снабжалась качественными рукописями. Лучшая из сохранившихся рукописей - пергаментный «Устав церковный» нач. XV в. - переписана на Афоне и принесена в Тверь одним из иноков Саввина монастыря. Устав, как принесенный «изгрек», был очень авторитетен га Руси, списки с него имели многие крупные обители. В 1416 году иеромонахи Авраамий и Исаакий переписали «Слова постнические» прп. Исаака Сирина. Эту рукопись купил коллекционер Ф. А. Толстой в нач. XIX в.

Древний Саввинский собор, где были похоронены его основатели, возведенный в сер. XVI в., был разрушен в сер. XIX в., новый каменный храм во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с приделами преподобного Саввы Освященного, Николая Чудотворца и Казанской иконы Богоматери, сооруженный в 1864 г., снесли перед войной.

В 2011 году храм был приписан Тверскому Николаевскому Малицкому монастырю для организации монастырского подворья, а его восстановление было поручено настоятелю монастыря игумену Борису (Тулупову).

Дни памяти: Саввы Вишерского - 1 (14) октября, Саввы и ВарсонофияТверских - 2 (15) марта.


Возврат к списку

солунь

ВОЗРОДИМ СВЯТЫНЮ

Внесите свой посильный вклад в Благое дело возрождения Отмицкого монастыря. У Господа даже малая лепта, принесенная от всего сердца, не останется без награды.

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

При Николаевском Малицком мужском монастыре с 20 сентября 2015 года работает Воскресная школа для детей. Занятия проводятся по воскресным дням в 12 часов. (с)